Российская система преподавания психологии и психотерапии, зачастую, связана с неэтичными практиками обучения и последующей травматизацией студентов. В этой статье мы рассмотрим основные этические нарушения, осуществляемые российскими преподавателями психологии и психотерапии, и приведем реальные примеры травматизации студентов.
Основные этические нарушения связаны со вступлением во множественные отношения со студентами (в дальнейшем мы будем использовать термины множественные, мульти или двойные отношения как синонимы), проявлением насилия и эксплуатацией студентов.
Подобные нарушения обсуждаются в зарубежных этических кодексах психологов и психотерапевтов (АСА), однако в российских кодексах этике преподавания уделяется мало внимания (РПО). Так, кодекс Российской психологической ассоциации не содержит этических стандартов, касающихся преподавания психологии и психотерапии и не регулирует взаимоотношения преподавателей и студентов.
Таким образом, нередко российские психологи лишены возможности соотнести свою практику преподавания с этическим кодексом ассоциации, в которой они состоят. При этом многие психологи и психотерапевты не состоят ни в одной ассоциации и принимают решения на основе своего понимания этики, которое, зачастую, оставляет желать лучшего.
В настоящее время Коллегия по этике в психологии и психотерапии (КЭПП) в сотрудничестве с ведущими психотерапевтическими ассоциациями России ведет разработку общего этического кодекса, в котором будут представлены этические стандарты преподавания, супервизии и исследовательской деятельности для психотерапевтов.
=>> Итак, в чем состоят основные этические нарушения в практике преподавания психологии и психотерапии в России Читать дальше
Алена Прихидько