Гипноз как лечебный инструмент давно стоит на вооружении специалистов помогающих профессий — прежде всего, врачей и психологов. В разных странах существуют разные правила касательно применения гипноза и обучения гипнозу, но это больше касается юридической сферы, нежели этической.
Начнём с того, что в нашем законодательстве до сих пор нет официального определения гипноза, а соответственно нет и юридических норм, регулирующих его применение. Единственный сколь-нибудь актуальный юридический документ датируется чуть ли не 1925 годом и предписывает применять гипноз исключительно врачам, да ещё и в присутствии наблюдателя. Но мы можем отнестись к этому документу как к исторической реликвии, не более того. С тех пор гипноз и клиническая практика претерпели существенные изменения.
Согласно определению Американской психологической ассоциации, гипноз это состояние сознания, которое характеризуется сфокусированным вниманием, сниженным осознаванием периферических стимулов и повышенной способностью реагировать на внушение. Это определение создано коллегией из ведущих специалистов по гипнозу, и потому на него можно ориентироваться, оценивая практику лечебного гипноза по всему миру. АПА регулярно обновляет свои определения, возможно, на момент написания этой статьи уже есть более новый вариант. Но для нас это особой роли не играет, т.к. у нас это определение никакой силы не имеет.
На сегодняшний день существует единственная международная научная профессиональная организация, регулирующая применение лечебного гипноза, — Международное общество гипноза (The International Society for Hypnosis). Это зонтичная организация, имеющая в составе непосредственных членов и национальные сообщества. ISH выпускает Международный журнал клинического и экспериментального гипноза, каждые три года проводит международные конгрессы. Таким образом, в этических вопросах мы можем ориентироваться на этический кодекс ISH. Он доступен на сайте Общества http://ishhypnosis.org. Членом ISH может стать, в общем случае, врач или психолог (в США также социальный работник и медсестра), но ISH делегирует функцию отбора кандидатов национальным сообществам. В России есть Национальное общество гипноза Российской Федерации, однако мне не удалось найти на их сайте каких-либо намёков на этический кодекс. Так что мы не можем сказать, какими принципами руководствуется российский «филиал» ISH. Поэтому будем говорить о головной организации.
Общий принцип, используемый в ISH, — гипноз должен применяться специалистами психологического или медицинского профиля строго в рамках своей квалификации. Гипноз это инструмент, а не отдельный подход, и может применяться в комбинации с другими методами в медицине, стоматологии, акушерстве, психиатрии и психотерапии, в психологическом консультировании.
Гипноз могут применять младшие и средние медицинские работники под супервизией старшего квалифицированного специалиста. Иначе говоря, даже медсестра может использовать методы гипноза, например, ассистируя врачу при медицинских манипуляциях.
Говоря строго, применение гипноза жёстко привязано к исполнению специалистом своей основной профессиональной деятельности. Поскольку гипноз может применяться в очень разных сферах, каждый специалист ограничен строго своим полем. Стоматолог не должен применять гипноз для лечения депрессий, а психиатр не должен применять гипноз для сопровождения родов, если только не имеет соовтетствующего образования или не работает в паре с соответствующим специалистом.
Отдельный разговор касается обучения гипнозу. Этический кодекс Общества не разрешает преподавать гипноз людям, которые, цитирую, не могут быть приняты в члены Общества. То есть ISH не позволяет преподавать гипноз тем, кто не имеет медицинского или психологического образования. Исключения делаются для студентов соответствующих факультетов во время их обучения, а также для младших медработников при условии, что они будут работать под супервизией врачей. Разрешаются лекции о гипнозе, однако запрещается публичная демонстрация техник и гипнотических наведений.
Ну это всё лирика. А теперь о реальности. А реальность такова, что в нашей стране никто и никак не регулирует применение гипноза. Существует множество гипнотизёров, гипнотерапевтов и гипнологов и даже несколько профессиональных сообществ по гипнозу. Некоторые специалисты, практикующие гипноз, не соответствуют формальным критериям ISH. Есть также члены разного рода гильдий и ассоциаций гипнотизёров. Эти ассоциации, по сути, не являются профессиональными объединениями клиницистов и помогающих специалистов и созданы исключительно для обмена информацией и популяризации гипноза. Никаких этических обязательств на своих членов они, как правило, не накладывают.
Безусловно, практика гипноза сопряжена со множеством рисков злоупотреблений. Общепризнано, что гипнозом невозможно заставить человека сделать что-то серьёзно противоправное или аморальное, если он сам не склонен к такого рода поведению. Тем не менее, при неаккуратном или неграмотном исполнении методы гипноза могут оказывать непредсказуемые эффекты. Зона риска здесь — клиенты, которые имеют скрытые или недиагностированные психические расстройства, последствия психологических травм и повышенную индивидуальную восприимчивость. Потому практика гипноза требует от специалиста осторожности и понимания основ психопатологии.
Кроме того, гипноз, особенно если он применяется харизматичным человеком, повышает вероятность формирования мощных трансферентных переживаний у клиента (см. «трансфер», «перенос») , которые повышают риск разного рода злоупотреблений со стороны специалиста и могут давать пищу для домыслов, сплетен и ложных (и обоснованных) обвинений. Гипноз может разблокировать скрытые эго-состояния (условно говоря, субличности), которые могут вести себя вызывающе или соблазняюще, с чем также специалист должен быть готов справиться. Гипноз может способствовать созданию у специалиста ауры гуру и мага. Гипноз может давать порой быстрые и необъяснимые положительные эффекты, подкрепляя разного рода предрассудки, магические мифы и заблуждения, и, с другой стороны, он может давать намного более скромные результаты, чем от него ожидают, что вызывает разочарование и досаду, если вовремя не объяснить клиенту реалистичные ограничения этого метода. Всё это создаёт опасность для специалиста, для клиента, ставит под удар авторитет метода и профессионального сообщества.
Так что гипноз как весьма продвинутый инструмент, задействующий мощные бессознательные процессы, должен применяться ответственно, аккуратно и сугубо в рамках профессиональной квалификации специалиста. В некоторых клинических случаях неграмотное и безответственное применение гипноза оказывается на грани мошенничества и халатности и приносит клиентам вред. Например, это касается лечения тяжёлых личностных расстройств и психотических состояний, где изолированное применение гипноза без понимания сути процессов клиента бывает неэффективным и опасным, в отсутствие полноценной грамотной помощи способно ухудшить состояние клиента и спровоцировать обострение.
Есть ещё один аспект применения гипноза, также имеющий отношение к этике, но более тонкий и, скажем так, субъективный.
Ведущие специалисты в области гипноза единодушны во мнении, что гипноз должен применяться с уважением к личности и ценностям клиента, со стремлением развить его автономность и уверенность в себе, помочь ему обрести больший контроль над собой и своими процессами, а главное — помочь клиенту найти собственные ресурсы и научиться ими пользоваться. С этой точки зрения, которой придерживается и автор данной публикации, недопустимо применение гипноза в неуважительном, пренебрежительном, высокомерном тоне, недопустимо индуцировать и использовать беспомощное состояние у клиента для демонстрации собственной власти и самоутверждения, недопустимо применение и демонстрация гипноза в таком стиле, который создаёт иллюзию контроля над субъектом (клиентом) со стороны гипнотизёра, выставляет клиента в негативном, смешном или глупом виде или иным образом унижает или высмеивает клиента. Можно перечислять множество разных вариантов подобного неэтичного поведения, которые можно видеть иногда на популярных видеодемонстрациях в Сети.
Нужно помнить, что состояние и процесс гипноза это довольно интимный опыт, и человек пребывает в особо чувствительном и восприимчивом состоянии, доверяя гипнологу собственное благополучие. Клиент имеет право рассчитывать на уважительное, бережное и терапевтичное отношение.
В то же время, применение гипноза грамотным специалистом по показаниям, аккуратно, ответственно, с своевременным прояснением ожиданий от гипноза, его возможностей и ограничений, в большинстве случаев приносит клиенту большую пользу и значительно ускоряет любую лечебную работу, улучшает исходы и способствует комплаентности (позитивным ожиданиям, сотрудничеству) клиента или пациента.
Владимир Снигур, психотерапевт, гипнолог
* Комментарий: Замечу также, что не существует универсального и всестороннего определения гипноза. Каждое из определений Американской психологической ассоциации вызывало массу критики и комментариев. Определение, приведенное здесь, не исключение. Оно призвано, скорее, очертить круг явлений, которые подпадают под регулирование. Джеффри Зейг более пространно рассматривает гипноз с трех позиций — клиента, терапевта и стороннего наблюдателя. Но это тема для другой публикации.
Похожие процессы происходят в разных техниках и методах психотерапии и не называются гипнозом, но являются таковыми по сути. Все, что сказано здесь, касается прежде всего тех, кто заявляет открыто о применении гипноза, собирается учиться или преподавать, а также обратиться за помощью к специалисту, практикующему гипноз.
Опубликовано на странице Этика в психологии и психотерапии