Наши клиенты порой решают прекратить терапию, не сообщая нам об этом. Человек не приходит на приём. Психолог или психотерапевт сидит и ждёт. Как быть в такой ситуации? Этично ли звонить или писать смс? Не навязываешь ли ты себя таким образом клиенту и не ограничиваешь ли свободу его выбора?
В клинике, где я сейчас работаю в США, существует система завершения отношений с клиентом. Если клиент не пришёл, первый шаг — позвонить ему и спросить, с чем это связано. В зависимости от ответа принимать решение о том, что делать дальше. Если он не подходит к телефону, но можно оставить сообщение голосовое или текстовое, то оно оставляется. При этом терапевт просит связаться с ним. Если клиент не откликается, то по закону терапевт обязан отправить ему специальное письмо, 10 days attendance letter, в котором он выражает обеспокоенность и уведомляет клиента о том, что если он не ответит на письмо, в котором указан телефон, позвонив в течение 10 дней, то его файл будет закрыт. И он сможет получить услуги снова в порядке общей очереди.
Когда файл или карта закрывается, в неё вкладывается копия письма и так называемая discharge summary, документ о завершении терапии. Его делают по-разным шаблонам, чаще всего указывается дата начала терапии и дата завершения, цели терапии, поведение клиента в процессе и достигнутые результаты.
Почему завершение отношений так важно для нас? Потому что как помогающие специалисты мы находимся в постоянном цикле заботы: вовлекаемся, сопереживаем, расстаёмся, восстанавливаемся и снова вовлекаемся в очень близкие специальные отношения терапии. Этап завершения — это как закрыть книгу и поставить её в книжный шкаф: организует, упорядочивает, останавливает и завершает переживания, связанные с неопределённостью в случае, если клиент исчез.
Трудность с последовательным завершением отношений с клиентом в России заключается в том, что часто у нас нет информации о клиенте, о том, где он живёт, как его фамилия и тд. Но отправить письмо можно и по электронной почте. Также как и сообщение по телефону. Очень важно для терапевта ставить в отношениях с клиентом точку, если нет клиентской карты, это можно зафиксировать как то иначе, сделать таблицу или список.
В США главная неприятность, которая грозит терапевту, незакрывшему вовремя карту и не ведущему работу с клиентом, заключается в том, что если клиент, например, себя убьёт, то к терапевту придут из полиции и спросят, как же так вы недоглядели и почему вовремя не сообщили об угрозе жизни. А терапевт, может быть, этого клиента не видел уже год, но отвечать ему придётся.
В России пока не существует закона о психотерапии и психологическом консультировании, который регламентировал бы границы отношений между терапевтом и клиентом и тот момент, когда человек становится и перестаёт быть вашим клиентом. Но если мы сами будем более тщательно относиться к ведению записей, началу и завершению отношений, это отразится на всей системе терапевтической помощи в нашей стране.
Алена Прихидько
Опубликовано на странице Этика в психологии и психотерапии