В работе с детьми, психотерапевты часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно хранить конфиденциальность. Но бывает сложно понять, что именно рассказывать родителям, а что оставлять между профессионалом и ребенком. Л. Хекер предлагает посмотреть на конфиденциальность в работе с детьми как на континуум.
Рассмотрим тип конфиденциальности, что рассказывается родителям, преимущества и недостатки разных типов.
Полная конфиденциальность — только информация, требуемая по закону, раскрывается родителям. В США это означает, что родители узнают только о том, что ребенок хочет убить себя или кого-то другого и о том, что ребенок подвергается физическому насилию. Дети более открыты и предоставляют терапевту больше информации без страха наказания. Недостатки этого типа конфиденциальность (ТК) в том, что терапевт может узнать о том, что ему кажется необходимым рассказать родителям (например, беременность, употребление психоактивных веществ), но он лишен такой возможности.
Ограниченная конфиденциальность — любая информация может быть предоставлена родителям, ребенок отказывается от права знать, что именно будет рассказано родителям. Терапевт получает возможность маневра и может помочь родителям, дети которых оказываются в опасных ситуациях Ребенок может чувствовать себя так, как будто его заставили согласиться с такими правилами и будет с меньшей вероятностью делиться важной информацией с терапевтом.
Принуждение к согласию
(Informed Forced Consent) — здесь ребенку сообщают о том, что будет рассказано родителям до того, как это произойдет. Ребенок никак не может повлиять на то, какая информация будет разглашена. Терапевт получает полную свободу и возможность обьяснить ребенку важность разглашения информации, родители могут помочь ребенку выйти из потенциально опасных ситуаций. Ребенок не имеет права голоса и скорее всего будет меньше рассказывать терапевту.
Без гарантии конфиденциальности- любая информация может быть разглашена. Терапевт абсолютно свободен и распоряжается информацией по своему усмотрению. Ребенок не имеет права голоса и скорее всего будет меньше рассказывать терапевту;
Взаимная договоренность о конфиденциальности — только информация, по поводу которой договорились терапевт, родители и ребенок, может быть разглашена в ходе терапии (включая ту, что связана с законодательством – интересно услышать мнение юристов, как это относится к России). И родители и ребенок чувствуют себя участниками соглашения, ребенок знает заранее, что будет рассказано родителям Может случиться так, что ребенок расскажет о том, что не касается соглашения и терапевт может чувствовать себя дискомфортно, не имея возможности поделиться с родителями.
Конфиденциальность “в лучших интересах”
(“Best intererest confidentiality”) — терапевт рассказывает родителям только о том, что он считает «в интересах» ребенка, в контексте его здоровья, благополучия или отношений со значимыми другими. Родители и ребенок могут не вполне ясно понимать, что будет храниться в конфиденциальности и что будет рассказано Ребенок может не доверять тому, что терапевт действует в его лучших интересах, или может не понимать что такое “лучшие интересы” и как следствие может скрывать важную информацию.
Очень важно, чтобы конфиденциальность в отношениях между терапевтом, родителями и ребенком была обсуждена на самой первой встрече, договариваться нужно «на берегу», в противном случае терапевт может столкнуться с ситуациями, когда родители, например, будут требовать у него разглашения информации, которую сам терапевт считает конфиденциальной, но родители об этом не знают.
Алена Прихидько
Опубликовано на странице Этика в психологии и психотерапии