Границы конфиденциальности

Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог?

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как складываются терапевтические отношения между клиентом и психологом. Основа этих отношений – доверие. Благодаря ему клиент делится с психологом тем, что ему важно и дорого, открывает свои переживания. От того, как специалист распорядится полученной в ходе консультирования информацией, иногда зависит благополучие и здоровье не только клиента и его семьи, но и других людей.

Приведем наглядный пример. Виктория, 22 года, семь из них по настоянию мамы ходит к психологам. Симптомы – повышенная тревожность, приступы страха, сопровождающиеся удушьем. «Прихожу на сеанс просто «поболтать», ни о чем. Зачем я буду открывать душу психологам? Они потом все рассказывают моей маме! Я и не знала, что имею право на конфиденциальность!» Семь лет Виктория мучилась, испытывая приступы острой тревоги, семья девушки тратила деньги впустую, тревожное расстройство хронифицировалось – все потому, что консультирующие ее психологи нарушали принцип конфиденциальности.

В результате подобных действий могут быть разрушены семьи, нанесен урон карьере и здоровью, обесценены результаты работы, да и сама идея психологического консультирования. Именно поэтому конфиденциальность присутствует во всех этических кодексах психологов и психотерапевтов.

 

ПЕРВЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГОВ

Первый этический кодекс психологов разработан авторитетной организацией – Американской психологической ассоциацией, его первая редакция появилась в 1953 году. Этому предшествовала пятилетняя работа комиссии по этическим нормам, на которой разбиралось множество эпизодов поведения психологов с точки зрения этики.

Согласно кодексу, психологи должны защищать конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, и обсуждать вопросы ее защиты в начале терапевтических отношений, а если в ходе консультирования обстоятельства изменились, вновь вернуться этому вопросу. Конфиденциальная информация обсуждается только в научных или профессиональных целях и только с лицами, имеющими к этому отношение. Раскрывать информацию без согласия клиента можно лишь в ряде случаев, прописанных в кодексе. Основные моменты такого раскрытия связаны с тем, чтобы не допустить нанесения вреда самому клиенту и другим людям.

Среди практикующих психологов в США очень популярен и этический кодекс Американской ассоциации консультантов.

 

В США ЗА НАРУШЕНИЕ МОЖНО ПОПЛАТИТЬСЯ ЛИЦЕНЗИЕЙ

«Согласно этическому кодексу Американской ассоциации консультантов, публикация случая возможна только после того, как клиент прочитал текст и дал письменное разрешение либо детали изменены до неузнаваемости, – говорит Алена Прихидько, семейный терапевт. – Консультант должен обсудить с клиентом вопрос, кто, где и когда будет иметь доступ к конфиденциальной информации. Также психотерапевт обязан получать разрешение клиента на то, чтобы обсуждать его случай с родственниками. Вынос случая в публичное пространство без разрешения грозит как минимум штрафом, максимум – лишением лицензии. Психотерапевты в США дорожат своими лицензиями, ведь получить их непросто: необходимо сначала закончить магистратуру, потом 2 года отучиться в интернатуре, сдать экзамены, проходить супервизии, знать законы и этические кодексы. Поэтому сложно себе представить, что они будут нарушать этический кодекс и без разрешения описывать своих клиентов – например, в социальных сетях».

 

А КАК У НАС?

В России пока не принят закон о психологической помощи, нет общего для всех психологов этического кодекса и крупных престижных психологических ассоциаций, которые были бы на слуху.

Российское психологическое общество (РПО) попыталось создать единый этический кодекс психологов. Он опубликован на сайте общества, и им руководствуются входящие в РПО психологи. Однако пока РПО не имеет большого авторитета среди профессионалов, далеко не все психологи стремятся стать членами общества, большинство ничего не знает об этой организации.

В этическом кодексе РПО о конфиденциальности в консультативных отношениях сказано немного: «Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий». Понятно, что психолог и клиент должны согласовать условия разглашения конфиденциальной информации и далее придерживаться этих договоренностей.

Получается, что в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики

Этические кодексы психологов, созданные на уровне российских ассоциаций по направлениям психотерапии, также обязательны к применению только членами ассоциаций. При этом у некоторых ассоциаций нет своих этических кодексов, а многие психологи не входят ни в какие ассоциации.

Получается, что на сегодня в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики. Зачастую профессионалы очень поверхностно понимают этические принципы, в том числе мало осведомлены и о принципе конфиденциальности. Поэтому все чаще можно увидеть, как популярные психологи описывают сессии, не получив разрешения клиентов, составляют перечни смешных клиентских запросов, а в комментариях к постам ставят диагнозы комментаторам.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЛУЧАЙ СТАЛ ДОСТОЯНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Допустим, информация о работе с вами была размещена психотерапевтом в интернете – например, в социальных сетях. Узнайте, в каком профессиональном сообществе состоит ваш психолог (если не выяснили этого перед первой консультацией).

Если психолог состоит в профессиональной ассоциации, вы сможете предотвратить нарушения конфиденциальности в отношении других клиентов, а также нанести урон профессиональной репутации специалиста. Найдите сайт профессионального сообщества в интернете. Поищите раздел «Этический кодекс» и внимательно прочтите его. Составьте жалобу и обратитесь в этический комитет сообщества. Если вы не нашли кодекса и контактов этического комитета, обратитесь с жалобой напрямую к президенту сообщества.

Под давлением коллег психолог будет вынужден пересмотреть свое отношение к профессиональной этике. Возможно, его исключат из общества, однако практики он в любом случае не лишится, поскольку деятельность психологов в нашей стране пока не лицензируется.

 

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ НАРУШЕНИЯ ПРИНЦИПА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Чтобы не допустить этических нарушений, нужно предпринять ряд действий еще на этапе выбора психолога.

Важно, чтобы у консультирующего психолога были не только базовое психологическое образование, но и профессиональная переподготовка по одному или нескольким направлениям психотерапии. Также ему необходимо пройти личную терапию и регулярную супервизию у более опытных коллег, состоять в профессиональных сообществах.

 

При выборе специалиста…

…попросите копии диплома о высшем образовании и свидетельств о профессиональной переподготовке.

…выясните, в каком профессиональном сообществе состоит психолог и кто его супервизор. Посетите сайт ассоциации, поищите своего специалиста среди членов общества. Ознакомьтесь с этическим кодексом ассоциации.

…спросите, как ваш психолог понимает принцип конфиденциальности. Задайте конкретные вопросы: «Кто кроме вас будет иметь доступ к конфиденциальной информации? Кто сможет узнать то, о чем мы будем говорить в ходе консультирования?» Адекватный ответ психолога в данном случае будет таким: «Возможно, я захочу обсудить ваш случай со своим супервизором. Как вы к этому относитесь?»

Эти меры предосторожности помогут найти действительно профессионального психолога, которому вы сможете доверять и в результате работы с которым получите эффективную психологическую помощь.

 

Комментарии экспертов

Алексей Аверьянов, доцент Московского института психоанализа

Принцип конфиденциальности не является абсолютным – правильнее было бы говорить о границах конфиденциальности. Условно можно выделить как минимум два уровня. Первый – уровень профессионального использования сведений о клиенте. Второй – все остальные случаи. В обоих вариантах психологу следует заручиться задокументированным согласием клиента на использование какой бы то ни было информации о нем.

Кстати, в ряде случаев даже полученное согласие не может служить оправданием действий психолога, если эти действия представляют угрозу благополучию, безопасности и сохранению личного достоинства клиента. Вынесение информации о клиентах в публичное пространство интернета очень небезопасно, а потому не может быть этичным по определению.

Анна Бекирова, ведущий юрист Hearst Shkulev Media

Законом не запрещено рассказывать случаи из практики, если изменены имена клиентов. Дополнительное согласование с клиентом с точки зрения законодательства не требуется. Если имена не изменены и текст опубликован без письменного согласия с клиентом, это нарушение Закона о персональных данных. Бывает, что имена клиентов изменены, но ключевые события, по которым личность можно узнать, остались без изменений. Это нарушение закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», но доказать это гораздо сложнее.

Юлия Захарова

Опубликовано на psychologies.ru